ИСЛАМСКАЯ РЕСПУБЛИКА ИРАН

Общие сведения

Иран исторически занимает выгодное геополитическое положение, располагаясь на стыке Ближнего Востока, Закавказья, Центральной и Южной Азии. Площадь территории Ирана – 1 648 тыс. кв. км. Протяженность береговой линии на Каспии и в Персидском заливе – свыше 2440 км. Протяженность сухопутной границы – 5440 км. На севере Иран граничит с Арменией (35 км), Азербайджаном (611 км) и Туркменией (992 км); на западе – с Турцией (499 км) и Ираком (1458 км); на востоке – с Пакистаном (909 км) и Афганистаном (936 км). Свыше половины поверхности страны занято горами (высшая точка – потухший вулкан Демавенд высотой 5604 м). Пахотные земли составляют 10% площади Ирана, лесами покрыто 7%.

Население: в ИРИ проживает около 83 млн. человек (мужчины ‒ 50,7%, женщины – 49,3%), в том числе 75% ‑ в городах. При этом иранская диаспора за границей оценивается в 4 миллиона человек. Большую часть населения Ирана составляют персы (ок. 60%), за ними следуют азербайджанцы (15-20 %), курды, луры, арабы, туркмены, белуджи, армяне, евреи (примерно 25 тыс. человек), а также представители других национальностей.

Абсолютное большинство населения – мусульмане (99%). Официальная религия – ислам шиитского толка (джафаритский мазхаб) (около 90% мусульман Ирана – шииты, остальные – сунниты). Около 80 тыс. иранцев (этнические армяне) исповедуют христианство несторианского толка, примерно 25-35 тыс. – зороастризм, 25 тыс. – иудаизм.

Официальный язык – персидский. В районах компактного проживания азербайджанцев распространен также азербайджанский язык (официального статуса не имеет).

В административном отношении Иран делится на 31 провинцию (остан), которые возглавляют губернаторы (остандары).

Столица (с 1785 года) – Тегеран (агломерация – около 14 млн. жителей). Другие крупные города: Мешхед (ок. 3 млн.), Исфаган (ок. 2 млн.), Кередж (1,6 млн), Тебриз (1,6 млн.), Шираз (около 1,6 млн.), Кум (1,1 млн).

Официальное летоисчисление ведется по мусульманскому календарю – т.н. «солнечной хиджре» (с.х.): год начинается 21 марта и заканчивается 20 марта, в високосные годы эти даты могут меняться (так, 21 марта 2019 года наступит 1398 г.с.х.). Для ряда мусульманских праздников даты рассчитываются по т.н. «лунной хиджре» (11 сентября 2018 г. наступил 1440 г.л.х.).

 Главный национальный праздник – годовщина победы Исламской революции 1979 года – отмечается 11 февраля (в високосные годы по солнечной хиджре данное событие отмечается 10 февраля из-за смещения дат иранского и григорианского календарей).

Официальный выходной день – пятница, однако большая часть государственных учреждений не работает и в четверг.

Денежная единица – риал, официальный курс на 25 апреля 2019 года составляет 42000 риалов за 1 долл. США (рыночный курс – примерно 135000 риалов за 1 долл. США).

С учетом отмены перехода на летнее и зимнее время в Российской Федерации тегеранское время опережает московское на полтора часа в период с 21 марта по 21 сентября и на полчаса в период с 21 сентября по 21 марта. В Иране вернулись к переходу на летнее и зимнее время в 2008 году. На всей территории Ирана действует единый часовой пояс (+3:30 UTC).

Историческая справка

Исламская Республика Иран (ИРИ) начинает свою историю с 1979 года, когда аятолла Р.Хомейни, вернувшийся в начале февраля 1979 года из эмиграции во Франции, собрал вокруг себя команду единомышленников и умело возглавил развернувшиеся в стране революционные процессы. 11 февраля того же года был свергнут монарх - Мохаммад Реза Пехлеви. 1 апреля 1979 года путем всеобщего голосования Иран был провозглашен Исламской Республикой, а 2-3 декабря 1979 года на референдуме была одобрена конституция ИРИ. В период с 1980 по 1988 год продолжалась ирано-иракская война, унесшая жизни более 150 тыс. иранских граждан.

16 января 2016 года было объявлено о снятии с Ирана санкций Совета Безопасности ООН, введенных в связи с иранской ядерной программой (ИЯП). После победы Д.Трампа на президентских выборах 2016 года подход США к Ирану стал ужесточатся, и 8 мая 2018 года он объявил о выходе Вашингтона из этого соглашения. Затем в два этапа (7 августа и 4 ноября 2018 года) были восстановлены односторонние американские санкции в отношении Ирана. Россия, Китай и страны Евротройки неоднократно заявляли о неприемлемости действий США и невозможности денонсировать СВПД решением одной страны. В последних докладах МАГАТЭ подтверждает, что Иран неукоснительно соблюдает свои обязательства по СВПД. В настоящее время европейские страны предпринимают усилия для сохранения соглашения: так, 31 января 2019 года было официально объявлено о запуске «Инструмента поддержки в торговых операциях» (INSTEX), призванного торгово-экономические отношения с Ираном в условиях американских санкций.

Государственное устройство

Государственный строй. Политическая система ИРИ основана на выдвинутом аятоллой Р.Хомейни принципе «Велаят-е факих» (т.е. «правление наиболее авторитетного шиитского правоведа», которое должно сохраняться до возвращения 12-го «скрытого имама»; последнему, согласно шиитской религиозной доктрине, принадлежит вся полнота власти).

Государственная власть в ИРИ осуществляется формально независимыми друг от друга законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, находящимися под контролем Верховного руководителя страны.

Руководитель страны («Верховный руководитель Исламской Республики Иран», «Рахбар-е моаззам-е джомхури-йе эслами-йе Иран») определяет генеральную линию политики ИРИ и осуществляет контроль над претворением ее в жизнь; санкционирует проведение референдумов; назначает и освобождает от занимаемых должностей членов Наблюдательного совета, руководителя Судебной власти, директора Гостелерадио Ирана, начальника Генерального штаба армии, командующего Корпусом стражей Исламской революции (КСИР), командующих родов войск Армии и КСИР, а также командующего Силами охраны правопорядка (СОП).

Верховный руководитель осуществляет общее управление вооруженными силами, наделен полномочиями объявления войны, всеобщей мобилизации военнообязанного населения и заключения мира; разрешает разногласия, возникающие между тремя ветвями власти страны; подписывает указ о назначении Президента страны после его избрания; обладает правом снятия с поста Президента (в случае, если Верховный суд признает его несоответствующим занимаемой должности или если парламент вынесет решение об импичменте Президента); объявляет амнистию заключенным и смягчает вынесенные им приговоры согласно рекомендациям представителей Судебной власти.

Верховному руководителю подчиняется Высший совет национальной безопасности (ВСНБ), являющийся важнейшим консультативным органом по вопросам безопасности государства, обороны, стратегического планирования и координации деятельности правительства в различных областях.

После смерти Р.Хомейни Верховным руководителем ИРИ с 4 июня 1989 года и по сей день является аятолла Сейед Али Хаменеи, занимавший до этого пост Президента страны (1981-1989 годы).

Президент («Раис джомхур») возглавляет исполнительную власть в стране. На него возлагается ответственность за исполнение Конституции. Он руководит работой правительства (за исключением тех вопросов, которые непосредственно относятся к ведению Верховного руководителя ИРИ; пост Премьер-министра в Иране отсутствует), назначает его членов и представляет их кандидатуры на утверждение парламента, подписывает договоры и соглашения с другими государствами. Президент избирается на четыре года путем прямого голосования и может занимать свою должность не более двух сроков подряд.

В ходе 11-х президентских выборов, состоявшихся 14 июня 2013 года, на пост президента был избран Хасан Рухани. На выборах 2017 года Х.Рухани переизбрался на второй срок. Вступил в должность 5 августа 2017 года.

Собрание исламского совета (Меджлис, «Маджлес-е шоура-йе эслами») – высший законодательный орган ИРИ. В настоящее время однопалатный Меджлис состоит из 290 депутатов, избираемых на четыре года путем всеобщих выборов. Парламент утверждает состав правительства, принимает законы, ратифицирует договоры и соглашения с иностранными государствами, утверждает проект бюджета, получение и предоставление правительством займов и безвозмездной помощи, санкционирует наем иностранных специалистов. Председателем Меджлиса 10-го созыва по итогам выборов, состоявшихся в феврале 2016 года стал Али Ардашир Лариджани.

Собрание экспертов (СЭ, «Маджма-йе хобреган») состоит из избираемых всеобщим голосованием на 8 лет 86-ти мусульманских правоведов-факихов, пользующихся правом вынесения фетв («фетва» – юридическое заключение о соответствии того или иного действия или явления Корану и шариату). Собрание выполняет работу по организации, подготовке и проведению выборов руководителя ИРИ, а также рассматривает и готовит изменения и поправки в Конституцию ИРИ. СЭ избирает своего руководителя, принимает его отставку, а в случае необходимости выясняет его дееспособность и целесообразность дальнейшего пребывания на посту. Также Собрание экспертов – это единственная инстанция в Иране, обладающая теоретической возможностью законного смещения со своего поста Верховного руководителя ИРИ в связи с его несоответствием занимаемой должности.

Закон, определяющий количественный состав СЭ, положение о выборах, устав и процедуру проведения его пленарных заседаний, разрабатывает Наблюдательный совет, который также регистрирует и предварительно обсуждает кандидатуры в состав СЭ.

Председатель СЭ – аятолла Ахмад Джаннати (избран 24 мая 2016 года).

Наблюдательный cовет (НС, «Шоура-йе негахбан») состоит из 12 членов – 6 факихов (специалистов в области исламской юриспруденции) и 6 светских юристов. Факихи назначаются Верховным руководителем, юристы избираются Меджлисом по представлению Главы судебной власти. НС следит за соответствием решений Меджлиса положениям ислама и Конституции ИРИ. Этот орган рассматривает все нормативные акты, и только после его утверждения они вступают в силу. НС контролирует процесс выборов Верховного руководителя и СЭ, выборы Президента, выборы в парламент и проведение референдумов. В случае возникновения конституционных конфликтов НС дает толкование соответствующих статей основного закона ИРИ.

В силу своего состава Наблюдательный совет традиционно является мощным звеном консервативного лагеря, сплотившегося вокруг Верховного лидера. НС отклонил предложенные бывшим президентом-реформатором Сейедом Мохаммадом Хатами (1997-2005 годы) законопроекты, предусматривавшие расширение президентских полномочий, а также лишение Наблюдательного совета бесконтрольного права отводить кандидатуры на общенациональных выборах.

Председателем Наблюдательного совета с июля 1992 года является аятолла Ахмад Джаннати.

Совет по определению целесообразности принимаемых решений (СОЦПР, «Шоура-йе ташхис-е маслахат-е незам») был учрежден в 1988 году для решения конфликта, возникшего между парламентом и Наблюдательным советом из-за толкования ряда законодательных актов. СОЦПР формируется самим Верховным руководителем ИРИ, который определяет его численный и персональный состав.

СОЦПР отводится роль последней официальной инстанции ИРИ в вопросах выработки и урегулирования процедуры принятия политических решений, а также функции конституционного надзора и третейского суда в решении конфликтных ситуаций, возникающих между Меджлисом и НС. В 2005 г. решением Верховного руководителя ИРИ СОЦПР были переданы полномочия по надзору за деятельностью исполнительной, законодательной и судебной властей, а также вооруженных сил и Организации телерадиовещания ИРИ.

В настоящее время СОЦПР состоит из 39 человек, абсолютно большинство из них – консерваторы. Главой СОЦПР с 30 декабря 2018 года является Садег Амоли Лариджани. Генеральный секретарь – Мохсен Резаи (с 1997 года).

Высший совет национальной безопасности (ВСНБ, «Шоура-йе
али-йе амният-е мелли») был сформирован в 1989 г. в целях обеспечения соблюдения национальных интересов и защиты исламской революции, территориальной целостности и национального суверенитета страны. ВСНБ действует под председательством Президента страны и состоит из командующих тремя видами Вооруженных сил страны (Армией, КСИР и СОП), начальника Генерального штаба Вооруженных сил, представителя правительства по делам планирования и бюджета, двух представителей от Верховного руководителя страны, министров иностранных дел, внутренних дел и информации. Секретарем ВСНБ с 10 сентября 2013 года является Али Шамхани.

Судебная власть («Говве-йе газаийе»), согласно действующему законодательству, выполняет следующие обязанности: рассмотрение дел и вынесение приговоров по фактам «несправедливости»; разрешение споров и коллизий; контроль над правильным исполнением законов во всех судах страны; установление преступников, их преследование и наказание; приведение в исполнение исламских уголовных наказаний; принятие мер по предупреждению преступлений и исправлению преступников.

Основными органами судебной власти в Иране являются Верховный суд, Генеральная прокуратура, военные суды, революционные суды (особо тяжкие преступления, в том числе измена Родине), народные суды (гражданские и уголовные дела) и Особый духовный суд (решения не подлежат обжалованию, функционирует обособленно от руководства Судебной власти и подчиняется напрямую Верховному руководителю).

С марта 2019 года Главой судебной власти ИРИ является Сейед Ибрахим Раиси (по совместительству заместитель председателя Собрания экспертов).

Вооруженные силы (ВС, Нируха-йе мосаллах). Особенность организационной структуры вооруженных сил ИРИ заключается в наличии двух независимых регулярных вооруженных формирований – Армии и Корпуса стражей исламской революции (КСИР), имеющих собственные сухопутные войска, ВВС и ВМФ. Кроме того, в условиях чрезвычайной обстановки в распоряжение военного руководства поступают Силы охраны правопорядка. По совокупной численности регулярных вооруженных сил (около 1 млн чел.) Иран занимает одно из ведущих мест не только в регионе Ближнего и Среднего Востока, но и в мире.

Также в распоряжении военного руководства КСИР находятся Силы сопротивления «Басидж» («Нируха-йе могавемат-е басидж»), в задачу которых входит призыв, пропаганда и осуществление подготовки гражданского населения, контингенты которого в случае начала боевых действий идут на доукомплектование армии и частей КСИР, а также формирование новых боевых подразделений (по разным оценкам численность резерва «Басидж» составляет от 8 до 12 млн человек). Отсутствие в послужном списке членства в «Басидже» является в Иране существенным препятствием для построения успешной карьеры в органах государственного управления и связанных с ними структурах.

Министр обороны и поддержки вооруженных сил ИРИ – бригадный генерал Амир Хатами (с августа 2017 года); начальник Генерального штаба – дивизионный генерал Мохаммад Багери; главнокомандующий Армией – дивизионный генерал Сейед Абдольрахим Мусави; командующий КСИР – дивизионный генерал Хоссейн Салами (с апреля 2019 г.); командующий СОП – бригадный генерал Хоссейн Аштари; командующий «Басидж» – бригадный генерал Голямхоссейн Гейбпарвар.

Основные политические движения ИРИ

В Иране зарегистрировано более 250 партий, часть которых действует в качестве различных фронтов, обществ, движений и других структур. Из них функционирует всего 60-70 %. В целом различные группировки политического спектра Ирана имеют мало отличий друг от друга, следуя в фарватере общей политики Рахбара и правительства.

«Общество борющегося духовенства» (ОБД, «Джамэ-йе руханият-е мобарез»), основанное в 1979 г., является религиозно-политической группировкой, объединяющей представителей традиционной религиозной элиты, значительная часть которых занимает ключевые посты в государственном аппарате Ирана. В настоящее время наиболее влиятельными членами организации являются руководитель Наблюдательного совета ИРИ А.Джаннати, влиятельные религиозно-политические деятели А.А.Натег-Нури, М.Эмами-Кашани, С.Р.Тагави, М.Пурмохаммади. Генеральный секретарь – член Совета экспертов аятолла М.А.Мовахеди-Кермани. Большинство членов ОБД придерживаются традиционных консервативных установок, к главным из которых можно отнести незыблемость исламских ценностей, доминирование шиитского духовенства в управлении страной и решительное неприятие проникновения в иранскую жизнь западной культуры и идеологии.

«Общество преподавателей Кумского теологического центра» (ОПКТЦ) – вторая по значимости религиозно-политическая группировка, также объединяющая традиционную религиозную элиту. Руководитель – аятолла М.Йезди (Глава Совета экспертов в 2013-2016 годах).

«Партия исламской коалиции» (ПИК) – партия традиционных консерваторов. Генеральный секретарь – М.А.Амани, возглавлявший предвыборный штаб М.Мирсалима на президентских выборах 2017 года..

«Ассоциация борющихся религиозных деятелей» (АБРД,
«Маджма-йе руханиюн-е мобарез») – политико-религиозное объединение иранских умеренных реформаторов, созданное в 1988 г. В ходе президентских выборов 2005 года АБРД раскололась, ее прежний руководитель М.Кярруби организовал в декабре 2005 года собственное движение – «Партию народного доверия» («Хезб-е этемад-е мелли»), запрещенную в Иране после президентских выборов 2009 года, также как и «Организация борцов за исламскую революцию». Генеральный секретарь АБРД – М.Хоэйниха. В настоящее время это объединение в значительной степени оттеснено на обочину политической жизни страны.

«Фронт стойкости» создан накануне парламентских выборов 2012 года В его состав входят 11 организаций, в основном недавно сформированных и не отличающихся четко выраженными идейными позициями и опытом политической деятельности. Среди них – «Партия развития и справедливости», «Фронт сторонников Велаят-е факих», «Общество молодых созидателей», женское общество «Зейнат», «Общество молодежи исламской революции».

«Фронт устойчивости» объединяет сторонников политики экс-президента страны М.Ахмадинежада. Активными членами партии являются многие известные в Иране политики, работавшие в правительстве М.Ахмадинежада. Считается, что основная опора фронта – Корпус стражей исламской революции, в руководстве которого экс-президент сохраняет обширные связи. Поддержку этому движению оказывают аятоллы Ахмад Джаннати и Сейед Ахмад Хатами – люди из ближайшего окружения А.Хаменеи. Генеральный секретарь – Мортаза Ага-Техрани.

Социально-экономическое положение ИРИ

Иран расположен на пересечении стратегически важных торговых маршрутов между Европой и Азией, занимает третье место в мире по разведанным запасам нефти и первое – по запасам природного газа, является одним из наиболее крупных экспортеров нефти в ОПЕК. Доходы Ирана от продажи нефти достигают 75% от всех экспортных доходов страны, обеспечивают половину государственного бюджета и, по разным оценкам, до 20% ВВП. Иран также богат такими полезными ископаемыми как уголь, хром, медь, железная руда, свинец, марганец, цинк и сера.

Иран входит в число развивающихся промышленно-аграрных стран, при этом его социально-экономическое и валютно-финансовое положение по-прежнему остается достаточно неустойчивым и находится в сильной зависимости от экспортной выручки от нефтяной и газовой промышленности. При этом нефтегазовый сектор Ирана нуждается в значительном техническом переоборудовании, внедрении новых технологий и серьезных иностранных инвестициях.

По данным Всемирного банка, объем ВВП ИРИ в 2017 году (по паритету покупательной способности) составил около 1,6 трлн долл. США; по обменному курсу – примерно 430 млрд долл. США, а ВВП на душу населения (по ППС) – 20 100 долл. США. Темпы роста ВВП в 2017 году составили 3,8%. Сальдо платежного баланса – 2,2% ВВП (9,5 млрд долл.).

Темпы инфляции в 2017 году составили, по данным ЦБ Ирана, 9,6 %. Государственный долг Ирана в 2017 году сократился до 39,5% ВВП (с 47,5% в 2016 году). Дефицит государственного бюджета составил 2,3% ВВП.

Безработица остается одной из наиболее острых социальных проблем современного Ирана. Процент безработных в стране, по официальным данным, составляет 11,8% (данные за 2017 год), по неофициальным – от 25 до 30 % (‎среди молодежи в возрасте от 15 до 29 лет – до 40 %). Трудоспособное население Ирана – около 30,5 млн. человек.

С марта 2016 года вступил в силу 6-й пятилетний план социально- экономического развития страны (2016/2017-2021/2022 годы). Ключевыми приоритетами плана являются улучшение ситуации с окружающей средой (в частности, с обеспечением водой), улучшение бизнес климата, развитие добывающей промышленности, туризма и транзитного потенциала страны, а также реформа системы государственного управления на местном и национальном уровнях.

Серьезным шоком для иранской экономики в 2018 году стал односторонний выход США из СВПД (8 мая 2018 года) и поэтапное восстановление американских санкций: 7 августа были введены санкции, запрещавшие долларовые транзакции с Ираном, а также поставку в страну самолетов; 4 ноября было возобновлено действие санкций в отношении иранского нефтегазового сектора, кроме того, Иран был снова отключен от системы СВИФТ. При этом, опасаясь резкого скачка цен на нефть, а также осложнения отношений с рядом стран-импортеров иранской нефти, США были вынуждены предоставить исключения из санкционного режима на 180 дней 8 странам (Греция, Индия, Италия, Китай, Тайвань, Турция, Южная Корея и Япония).

Основную угрозу для экономики Ирана несут так называемые вторичные санкции, то есть ограничения или полный запрет на ведение расчетов в долларах в отношении компаний, ведущих бизнес с Ираном.

Большинство стран мира не поддержали решение США. Даже их союзники из числа европейских стран заявили о необходимости сохранения СВПД и начали разработку механизма по обходу американских санкций. В результате в январе 2019 года был запущен «Инструмент ‎поддержки в торговых операциях» (INSTEX), нацеленный на сохранение торговых отношений за счет использования бартерной схемы.

Тем не менее, угроза применения вторичных санкций США вынудила крупные компании из Европы, а также других стран, включая, например, Китай, отказаться от проектов в Иране. Так, в ноябре французская компания Total вышла из проекта по разработке месторождения Южный Парс, где ей принадлежал контрольный пакет. Китайская CNPC, которой также принадлежала доля в проекте, приостановила свои инвестиции.

На фоне возобновления санкций также ухудшились ряд макроэкономических показателей. Например, по неофициальным данным, инфляция в 2018 году увеличилась до примерно 35%, что в первую очередь связано с почти трехкратной девальвацией риала. Также в связи с американским эмбарго существенно сократился экспорт нефти: с 2,2 млн б/д в феврале 2018 года до чуть более 1 млн б/д в феврале 2019 года. Кроме того, МВФ в последнем докладе (октябрь 2018 года) изменил прогноз экономического роста: по новым данным иранский ВВП в 2018 году сократится на 1,5%, а в 2019 году – на 3,6%.

В 2018 году объем российско-иранского товарооборота увеличился по сравнению с 2017 г. на 1,99% и составил 1741,0 млн. долл. США. Экспорт России в Иран составил 1207,8 млн. долл. США, уменьшившись на 8,14% по сравнению с 2017 годом. Импорт России из Ирана составил 533,1 млн долл. США, увеличившись на 35,95% по сравнению с 2017 годом. При этом доля торговли с Ираном в российской внешней торговле составляет всего 0,3%.

Российский экспорт в Иран формируют в основном поставки продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, черных металлов и изделий из них, пиломатериалов и целлюлозно-бумажных изделий, машин, оборудования и транспортных средств, продукции химической промышленности и минеральных удобрений. Россия импортирует из ИРИ товары традиционного иранского экспорта (мясо, фрукты, овощи, продукты их переработки, орехи и др.), а также отдельные виды продукции горнорудной, химической промышленности (концентраты руд цветных металлов, изделия из синтетических волокон и др.) и машиностроения (автомобили «Саманд», некоторые электротехнические изделия и др.). Также активно развивается сотрудничество в сфере ядерной энергетики.

По данным национальной статистики (Таможенная администрация Ирана), в 1396 году по с.х. (21 марта 2017 года – 21 марта 2018 года) совокупный импорт Ирана составил 54,5 млрд долл. США, а совокупный ненефтяной экспорт – 47 млрд долл. США.

Ключевыми партнерами Ирана по импорту были следующие страны:

  1. Китай (13,2 млрд долл. США; 24,3% в совокупном импорте);
  2. ОАЭ (10 млрд долл. США; 18,5% в совокупном импорте);
  3. Южная Корея (3,7 млрд долл. США; 6,7% в совокупном импорте);
  4. Турция (3,2 млрд долл. США; 5,9% в совокупном импорте);
  5. Германия (3,1 млрд долл. США; 5,7% в совокупном импорте);
  6. Индия (2,3 млрд долл. США; 4,2% в совокупном импорте).

Среди стран СНГ – Россия, Украина, Казахстан и Узбекистан.

Основные партнеры по ненефтяному экспорту:

  1. Китай (9 млрд долл. США; 19,2% в совокупном экспорте);
  2. ОАЭ (6,8 млрд долл. США; 14,4% в совокупном экспорте);
  3. Ирак (6,5 млрд долл. США; 14% в совокупном экспорте);
  4. Южная Корея (4,4 млрд долл. США; 9,3% в совокупном экспорте);
  5. Турция (4 млрд долл. США; 8,4% в совокупном экспорте);
  6. Афганистан (2,8 млрд долл. США; 5,9% в совокупном экспорте).

Среди стран СНГ – Туркменистан, Азербайджан, Россия, Таджикистан и Армения.

Товарооборот со странами ЕС в этот период составил 15,5 млрд долл. США, то есть на страны ЕС пришлось около 15,3% совокупного товарооборота Ирана. Основными странами-партнерами были Германия, Швейцария, Франция, Нидерланды, Италия и Великобритания.

Товарооборот между США и Ираном в 1396 году по с.х. составил 300 млн. ‎долл. США.‎

Ключевыми экспортными товарами, по данным ВТО, являются нефть (около 60% экспорта), газовый конденсат, химическая продукция (этилен, ациклические спирты), а также с/х продукция (орехи, свежие фрукты и овощи).

Основная часть иранского импорта приходится на промышленные полуфабрикаты, станки и оборудование, медикаменты, а также продовольственные товары (кукуруза, рис, соя).

Наука

Руководство Ирана уделяет серьезное внимание развитию научного потенциала страны. В настоящее время ИРИ входит в число региональных лидеров в данной сфере. Государственные бюджетные ресурсы направляются на обеспечение НИОКР в первую очередь в таких областях, как ядерная и гидроэнергетика, автомобилестроение, сельское хозяйство и здравоохранение. Делаются попытки освоить ряд инновационных технологий, особенно на предприятиях военно-промышленного комплекса.

Культура

В Иране традиционно рассматривают свое культурное наследие в качестве одного из основных элементов национальной идентичности. В связи с этим в иранском руководстве стремятся принимать меры по поддержанию высокого уровня развития культуры. На международном уровне признание находят успехи Тегерана в области кинематографии, музыки и литературы.

Образование

Принимая во внимание «молодость» иранского населения (около 30% населения ИРИ составляют граждане в возрасте от 15 до 35 лет), власти страны прилагают заметные усилия для расширения объемов образовательных услуг в сферах как среднего, так и высшего образования. Наиболее крупные иранские вузы (Тегеранский университет, Свободный исламский университет и др.) предоставляют достаточно высокий уровень знаний в технической и гуманитарной областях.

СМИ

В Иране зарегистрировано более 1500 печатных СМИ (тираж – более
3 млн. экз. в день, 85 % – на фарси, 15% – на английском, арабском и др. языках).

Основным информационным агентством ИРИ является «Информационное агентство Исламской Республики Иран» (ИРНА, учреждено в 1934 г.). Крупными игроками на иранском информационном поле считаются агентства «Мехр», «Фарс», «Исламское студенческое информационное агентство» («ИСНА»), фокусирующиеся главным образом на внутриполитических событиях.

Теле- и радиовещание в Иране управляется государственным гигантом – «Гостелерадио ИРИ» («ИРИБ»), который включает в себя около 50 телеканалов информационной, религиозной, научно-образовательной направленности. Организация располагает 20 корпунктами за рубежом, в том числе в России, Германии, Великобритании, США, Азербайджане, Таджикистане, Индии и Турции. Вещание ведется на 34 языках.

Среди основных печатных изданий можно назвать газеты «Иран», «Шарк», «Джомхури-йe эслами», «Кейхан», «Ресалят» и некоторые другие.

Положение соотечественников в стране пребывания

Число росграждан, постоянно проживающих в ИРИ, невелико – на консульском учете состоит порядка 150 человек, и по большей части это жены иранских граждан. Кроме того, в ИРИ живут и работают представители различных российских компаний.